План – конспект урока по математике на тему «Учимся выполнять вычитание» (1 класс). Как научить ребенка считать? Советуют педагоги Учимся выполнять вычитание

План – конспект урока по математике на тему «Учимся выполнять вычитание» (1 класс). Как научить ребенка считать? Советуют педагоги Учимся выполнять вычитание

Первый этап. Не используем запись числа

Первостепенная задача — научить считать до 10, н е используя соответствующие цифры. На первый план выходят действия с предметами. Например, была одна ложка, положили еще одну — стало две ложки. Потом можно увеличивать количество ложек, говоря название числа.

Помогут в решении этой задачи практические задания. Например, чаще спрашивать у ребенка о количестве чего-нибудь: сколько тарелок, сколько тапочек, сколько птиц на той ветке. Считать можно что угодно, даже ступеньки лестницы.

Второй этап. Знакомство с самими цифрами.

В первом классе сначала изучается цифра 1, 2, 0, а потом уже 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Обусловлено положение нуля тем, что ученику на первых порах сложно понять, почему пустота обозначается цифрой. И тогда, когда уже практикуются действия с цифрами, становится понятно, зачем нужен нуль. Например, было пять яблок на столе, пять съели. Осталось — ничего, то есть ноль.

Еще вариант: Показываются эти рисунки, и спрашивает учитель у детей: «Что изменилось?». Они отметят: «Ничего».

На втором образце показано, что если в одном квадрате три точки убрать совсем, то будет пустой квадрат и точек вообще не останется.

Главное правило, которые должны понять дети при счете до десяти: каждая цифра меньше последующей на один и больше прошлой цифры на один.

Приемы обучения счету до десяти:

  • Игра в паровозик . Распространенная тренировка заучивания цифр, проводимая в первом классе. Выходит перед классом один ученик, он говорит, что он — вагон первый. После этого выходит еще один, и говорит: один и еще один будет два. И так продолжается до десяти. Потом операция делается в обратном порядке. Вагоны "распадаются" по одному. Цель этого упражнения — запоминание порядка чисел в прямом и обратном порядке.
  • Показ на линейке . Это устаревший метод, основанный на механическом запоминании и наглядном доказательстве порядка чисел.
  • Счет на пальцах . Традиционный и самый легкий для детей. Можно использовать на первой поре, пока ребенок не будет порядок цифр. Потом надо отучать от пальцев, рассказывая «секреты» превращений цифр.
  • Использование смешных стихов и мультиков о числах . Интересно будет посмотреть мультик «Как козленок учился считать» или проговаривать считалки.

Стихотворения-запоминалки для изучения счета

Ягодный счет

По опушке шла лисичка:
— Раз, в корзинке земляничка,
Два — как небо голубика,
Три — румяная брусника,
А четыре — вот морошка,
Пять — смородины немножко,
Шесть — как бусинка калина,
Семь — как солнышко рябина,
Восемь — в лапке ежевика,
Девять — синяя черника,
Десять — сочная малина.
Вот и полная корзина!

Раз — рука, два — рука —
Лепим мы снеговика!
Три — четыре, три — четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять — найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз.
Шесть — наденем шляпу косо.
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы сплясать его попросим.
Девять — десять — снеговик
Через голову — кувырк!
Ну и цирк!

Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал,
И в конце пути упал.

  • Игра "Назови соседей числа" . Например, нужно назвать соседей числа 4.
  • Упражнение «Цифры заблудились» . Нужно разложить по порядку беспорядочно разложенные картинки с цифрами. Есть другая интерпретация этого упражнения: Баба-Яга перепутала все цифры. Помоги расставить их правильно.
  • Под забором было видно 10 лапок цыплят. Вопрос: сколько всего цыплят? — Счет двойками: 2, 4, 6, 8, 10 — пять цыплят.
  • Сколько сапог надо подарить троим гусятам? Аналогично предыдущей задачке.
  • Считать пятерками удобнее всего, наблюдая за часами.

Как выучить таблицу сложения и вычитания в пределах десяти?

После того как ребенок знает порядок числительных, полезно применять задания на состав числа. Можно, конечно, зазубрить состав числа 5, например, но лучше использовать игровые действия с предметами с параллельной установкой на запоминание.

Например:

В одной тарелке было 4 апельсина, а в другой — 2. Сколько всего апельсинов? (Задача на нахождение суммы)

Всего 6 яблок, а друзей — трое. Разделите каждому поровну, одинаково.

Сочетать с простыми задачами можно и маленькие схемы, которые легко применять на уроке и дома.

На переместительный закон сложения не сложно привести такой пример: одна тарелка с двумя яблоками лежит на столе, а другая тарелка с четырьмя яблоками — лежит рядышком, если поменять их местами, то все равно общее количество яблок останется неизменным.

Как научить ребенка складывать и вычитать с переходом через десяток?

В приведенном ниже примере, чтобы сложить числа 8 и 5, второе слагаемое раскладывается так, чтобы дополнить первое слагаемое до десяти, а потом остаток прибавляется к десяти.

Что касается вычитания, то тут раскладывается уменьшаемое по разрядному составу. На примере 15 минус 8 мы видим, что число 15 раскладывается до своих разрядных единиц. В итоге всегда получается 10 и разрядные единички — 5. Теперь: вычитаемое надо разложить на слагаемые. Первым слагаемым будут разрядные единицы от 15-ти, а второе слагаемое подбирается (дети знают состав числа 8). Теперь остается от 10-ти отнять второе слагаемое от восьмерки. И ответ готов. Немного потренировавшись, можно будет легко решать подобные примеры в уме.

План – конспект урока по математике

на тему: «Учимся выполнять вычитание»

Класс: 1 «В»

Тема урока: «Учимся выполнять вычитание»

Цель урока:

- Сформировать представление о вычитании.

Формировать правила написания цифр 1-4.

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные интересы и творческие способности.

Формирование УУД:

- Личностные: развить умения выказывать свои мысли, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, стремление к получению новых знаний.

- Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться работать по предложенному учителем плану .

- Познавательные: д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя, о риентироваться на станицах учебника.

- Коммуникативные: развить умение слушать и понимать речь других, умение отвечать на поставленный вопрос, планирование учебного сотрудничества учителя и сверстника.

Тип урока: открытие новых знаний.

Образовательные ресурсы: карточки, учебник и тетрадь по математики, документ камера.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Здравствуйте!

Поприветствовали учителя. Сели на свои места.

Актуализация знаний

Посмотрите на доску, что вы видите?

На какие 2 группы можно разделить данные фигуры?

Давайте посчитаем сколько кругов?

А сколько квадратов посчитайте?

Сколько всего геометрических фигур (кругов и квадратом вместе)?

Посчитайте сколько красных фигур?

А сколько синих фигур?

Сколько вместе синих и красных фигур?

Как мы определили, что их 10?

Какой вы применили способ?

Геометрические фигуры (квадрат и круг).

1 группа- по форме

2 группа- по цвету

Сложили 5+5.

Способ сложения.

Считают вслух (вместе)

Сообщение темы и цели урока

Положите перед собой 5 карандашей. Отодвиньте от 5 карандашей 2. Сколько осталось?

Что мы делали?

Когда убирают часть предметов, какое действие выполняют?

Вывод: сегодня мы будем учиться выполнять вычитание.

Убирали, отодвигали.

Вычитание.

Формирование новых знаний

Откройте учебник на странице 28. Чтение 1 задание учителем.

Сколько цветов в каждом букете?

Посмотрите букеты одинаковые?

Сколько ромашек в букете?

Сколько тюльпанов в букете?

Сколько маков в букете?

Из букета взяли мак, сколько осталось цветов?

7 без 1 это 6

Из букета взяли ромашки, сколько осталось цветов?

7 без 3 это 4

Посмотрите на задание № 2.

Посчитайте сколько машин в красном кольце?

Сколько машин в синем кольце?

Если 2 машины уедут, сколько машин останется в красном кольце?

Проговаривают: 6 без 2 это 4

Посмотрите на задание № 3.

Что вы видите?

Кто изображен на этих картинках?

Посмотрите на первую картинку, сколько на елки было шишек? А осталось?

Посмотрите на вторую картинку, сколько росло грибов? А сколько грибов осталось, когда белочка взяла себе 2 грибочка?

Посмотрите на задание №4.

Посмотрите на линейку, на ней стоит цыпленок.

Цыпленок стоял на цифре 4 он шагнул 3 раза на какой цифре стоит цыпленок сейчас? В какую сторону он шагнул? Цифра увеличилась или уменьшилась?

Посмотрите на следующее действие. На какой цифре будет стоять цыпленок? Сколько раз цыпленок шагнет? На какой цифре он окажется если шагнет 3 раза? Цифра увеличится? Почему?

Посмотрите на следующее действие. На какой цифре будет стоять цыпленок? Сколько раз он шагнет? В какую сторону будет идти цыпленок? На какой цифре окажется цыпленок? Почему?

Посмотрите на следующее действие. На кой цифре будет стоять цыпленок? Сколько раз он шагнет? На какой цифре он будет? Цифра увеличится или уменьшится? Почему?

Посмотрите на следующее действие. На какой цифре будет стоять цыпленок? Сколько раз он шагнет? На какой цифре он будет? Цифра увеличится или уменьшится? Почему?

Да

6 машин

2 машины

4 машины

Картинки.

Белки.

8 без 3 это 5

7 без 2 это 5

На цифре 7

В право

Увеличилась

На цифре 2

3 раза

На цифре 5

Да

Влево

Потому что он будет прыгать в левую сторону, а влево цифры уменьшаются на линейке.

Увеличится

Потому что он прыгнет в правую сторону, а вправо цифры увеличиваются на линейке.

Уменьшится будет прыгать в левую сторону, а влево цифры уменьшаются на линейке.

Проговаривают.

Проговаривают.

Физминутка

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Закрепление изученного материала

Откройте тетради на странице 26. Сейчас мы с вами пропишем цифры от 1 до 4. Возьмите карандаш в руку и посмотрите на первую строчку, где написаны цифры. Считаем вслух. Обратите внимание после цифры 4 мы пропускаем клеточку, обведите следующие цифры. Пропускаем одну клеточку и пишем самостоятельно цифры от 1 до 4. Покажите свою готовность.

Смотрим на следующую стручку, что вы замечаете?

Прописываем цифры самостоятельно и не забываем после 1 пропустить одну клеточку.

На третьей строке пропишите цифры, как на первой, самостоятельно, я пройду проверю.

На четвертой строке пропишите цифры, как на второй, самостоятельно. Покажите свою готовность.

Откройте тетради на странице 25. Выполним с вами № 1. Возьмите карандаш в руку.

Посмотрите на рисунок, сколько желтых слив лежит на тарелке?

Сколько синих слив?

Сколько всего слив?

Если мы из 6 лежащих на тарелки слив возьмем желтые сливы, сколько останется?

А если из 6 лежащих слив на тарелке мы возьмем синие сливы, сколько останется?

Посмотрите на второе задание, что вы видите на первом рисунке?

Посчитайте сколько мороженного на первом рисунке?

А если мы из 5 имеющихся у нас мороженных, съедим 3 сколько останется?

Посмотрите на второй рисунок, что на нем изображено? Сколько яблок на втором рисунке?

А если мы из 5 имеющихся яблок съедим 2, сколько останется?

Давайте посмотрим с вами на задание № 4. Найдите тот чайник который включен в розетку и раскрасьте его шнур.

Считают.

2 желтых сливы.

4 синих сливы.

6 слив.

6 без 2 это 4

6 без 4 это 2

Мороженное.

5 без 3 это 2

Яблоки.

5 без 2 это 3

Проговаривают.

Проговаривают.

Проговаривают.

Проговаривают.

Выполняют самостоятельно.

Рефлексия

Ребята, что мы делали на сегодняшнем уроке?

Что мы должны были научиться делать на этом уроке?

Мы научились?

Какие вы молодцы, хорошо работали и отвечали на вопросы.

Спасибо вам ребята за сегодняшний урок!

Считали, отнимали, прибавляли, раскрашивали.

Да.

Домашнее задание

Т. с. 25 № 3

Тема : Учимся выполнять вычитание.

Тип урока : урок введения нового знания.

Цели урока:

    Познакомить с действием вычитания (раскрыть его предметный смысл).

    Развивать умения: классифицировать, сравнивать, анализировать, обобщать, взаимное сотрудничество.

    Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Педагогические технологии:

Системно-деятельностный подход;

Личностно – ориентированного обучения;

Объяснительно – иллюстративного обучения;

Словесной продуктивной и творческой деятельности;

Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Планируемые результаты:

Учащиеся должны понять смысл действия вычитания, уметь находить разность чисел, пользуясь фишками;

Повышение активности на уроках;

Улучшение результатов обучения.

Ход урока

1.Психологический настрой учащихся. Организационный момент .

Ребята посмотрите на экран. Солнышко заглянуло к нам в класс и решила подарит вам свое тепло.

Давайте улыбнемся друг другу, подарим наши теплые улыбки нашим гостям. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Актуализация знаний учащихся.

Урок начнём с устного счёта:

Считаем в прямом порядке от 1 до 10 (с хлопком)

В обратном
В прямом через 1

В обратном через 1

Работаем по линейке

Назовите число, которое стоит перед числом 7, 5, 3

После чисел 2 ,3 , 8

Между 7 и 9, 2 и 4, 6 и 8

Все числа левее 7 , правее 5

Логическая задача. Буратино и Незнайка начертили геометрические фигуры по одной каждый. Все эти фигуры были разными. Буратино не стал чертить

Квадрат и треугольник, а Незнайка не стал чертить круг и треугольник. Кто какую фигуру начертил?

Буратино – круг Незнайка – квадрат.

У домика утром
Два зайца сидели и дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
(2 это 1 и 1)

Трое весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца? (3 это 2 и 1)

Три яблока из сада ёжик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке!
(3 это 1 и 2)

Кто не ошибся?

Какую работу выполняли? Для чего?

(Повторяли предыдущее и последующее числа; состав чисел;

Состав числа нужно хорошо знать для того, чтобы не ошибиться при сложении чисел)

3.Физминутка для глаз

Посмотрите только глазами налево, направо, вверх, вниз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

4.Постановка учебной задачи.

Кто помогает ученику получать знания? Что делает учитель? Сравните эти слова по количеству букв. Как из слова учитель получить слово учит ? Какое математическое действие необходимо выполнить?

Когда забирают, отдают в математике говорят, что выполняют вычитание.

Что мы будем учиться выполнять сегодня на уроке?

Какая тема урока? Учимся выполнять вычитание.

Посмотрим, как звучит тема урока. Урок 12 с.28

Где вы сталкиваетесь с вычитанием?

С вычитанием вы сталкиваетесь в своей жизни каждый день: покупаете продукты, делитесь игрушками, дарите цветы.

На странице с 28 в № 1 слева букет, поставьте палец на этот букет.

Сколько в нем цветов? 7 Выложите столько фишек, сколько цветов в букете (на доске)

Взяли мак. Как показать, что взяли мак. (зачеркнуть, отодвинуть фишку)

Сколько осталось цветов? 6

Можно сказать: 7 без 1 это 6 или из 7 вычесть 1 получится 6

Сравните букет справа. (одинаковый)

Нужно менять фишки? нет

Из него взяли ромашки. Как показать это? Отодвинуть 3

Какие числа пропущены? (карточки 7 без 3 это 4)

Как сказать по-другому? Из 7 вычесть 3 получится 4

Работаем с четными палочками

Выложите столько палочек, сколько машин внутри красного кольца.

Сколько выложили? 6

Что происходит с машинами? (две уехали)

Как это показать? (отодвинуть 2)

Сколько осталось? 4

Прочитайте запись под картинкой (6 без 2 это 4 или 6 минус 2 равно 4)

Светлана Долгих

Дидактическое пособие по математике

Цель : закрепить знания детей о цифрах, закрепить навык прямого и обратного счёта,

умение называть последующее и предыдущее число, умение решать примеры и

задачи на сложение и вычитание с использованием линейки.

В Математическом царстве , Цифровом государстве жили-были два брата Плюс и Минус. Плюс был весёлый и жизнерадостный мальчуган. Всё вокруг было ему интересно. Он смело шагал вперёд навстречу приключениям. Минус, наоборот, был невесел и угрюм. Ни что не радовало его. Часто он говорил Плюсу : «Ну что ты вечно бежишь вперёд, ведь неизвестно, что там тебя ждёт. Не лучше ли вернуться назад».

Поэтому, каждый раз, когда Плюс предлагал отправиться Минусу в дорогу, тот всегда возвращался назад, и Плюсу приходилось путешествовать одному.

Так бы и жили два брата, если бы однажды Солнышко не сказало им : «Хватит вам без дела бродить! Помогите лучше ребят обучить. Ты, Плюс, научишь их числа прибавлять. Ну а ты, Минус, научишь ребят одно число из другого вычитать ».

Тут Солнышко коснулось своим волшебным лучиком домиков, и засияли в них окошки, а в окошках поселились цифры. Пробежал волшебный лучик по дорожке, и она превратилась в чудо-линейку.

И с тех пор гуляют два брата по дорожке от домика к домику, учат ребят-дошколят складывать и вычитать , а цифры, поселившиеся в домиках, учат правильно считать .

Виды игр, которые можно организовать с помощью пособия .

1. «Расставь цифры по порядку»

Цель : закрепить навык прямого и обратного счёта.

2. «Рассели соседей в домики»

Цель : закрепить умение правильно называть предыдущее и последующее число.

3. «Цифровая путаница»

Цель : закрепить знание цифр и место их нахождения в числовом ряду.

4. «Составь и реши задачу»

Цель : закрепить умение составлять задачу по картинке, решать её, выполняя

вычисления с помощью линейки .

Ход игры : воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть картинку и придумать к ней задачу. Вместе с ребёнком выясняет, на какое действие будет задача : на сложение или вычитание . В соответствии с действием, на которое будет решаться задача, выбирается сигнальная карточка. Ребёнок выполняет вычисления , используя линейку.

У ребёнка уточняется, что означает первое число (найди меня на линейке, что означает второе число (сделай столько-то шагов, что означает знак действия (направление движения : если задача на сложение – двигаюсь вперёд, если на вычитание – двигаюсь назад ).

Например : На ветке сидело 6 птичек. К ним прилетело ещё 3 птички. Сколько птичек стало на ветке?

О ком говорится в задаче? (О птичках)

Что нам известно про птичек? (Сколько птичек сидело и сколько прилетело)

Раз птички прилетели, то их стало больше или меньше, чем было? (Больше)

На какое действие будет эта задача? (На сложение)

С каким знаком возьмём сигнальную карточку? (Со знаком плюс)

Кто из героев поможет решить тебе эту задачу? (Плюс)

Сколько птичек сидело на ветке? (6)

О чём говорит первая цифра в задаче? (Надо найти домик с цифрой 6 и поставить человечка Плюс к этому домику)

Сколько сделаешь шагов? (3, потому что прилетело ещё 3 птички)

Как будешь шагать? (От одного домика к другому)

(Ребёнок с помощью человечка Плюс двигается вперёд на три шага.)

В домик с какой цифрой ты пришёл? (С цифрой 9)

О чём говорит эта цифра? (9 птичек стало на ветке)

Прочитай полученный пример. (К шести прибавить три получится девять)


Публикации по теме:

С этой игрушкой можно играть по разному. 1. Сухой бассейн. (Чудесный мешочек) В непосредственно образовательной деятельности: Дети вытаскивают.

Дидактическое пособие «Дерево». В технике папье-маше выполнена ваза-дерево. Наполнением является природный материал, детские поделки (листья,.

Дидактическое пособие «Мультикуб» АННОТАЦИЯ Дидактическое пособие «Мультикуб» представляет собой мягкий куб, сшитый из ткани. Все стороны куба разного цвета: красного, синего,.

Очень часто для конструирования используем математические наборы (учусь считать).Конструирование хорошо развивает воображение детей. Детям.

Задачи: изучение цифры 5 Цель: Сформировать понятие о цифре и числе 5 Закрепить порядковый счет пределах 5. Развивать умения сравнивать.

Цель: Научить детей складывать салфетку из бумаги для сервировки стола. Задачи: учить детей работе с бумагой в технике оригами; выполнять.

Довольно часто родители сталкиваются с задачей научить ребенка считать. Может показаться, что в этом нет ничего сложного, однако для маленького ребенка порой бывает очень трудно научиться счету. Малышам, как правило, свойственно запоминать только то, что им интересно, поэтому взрослым нужно постараться сначала заинтересовать кроху, тогда процесс приобретения новых знаний пройдет намного легче.

Если подавать арифметику как сухое скучное занятие, ребенка будет сложно заинтересовать им

Оптимальный возраст для начала обучения ребенка счету

Начинать учить детей счету лучше всего в тот период, когда их мозг очень активно развивается. Обычно это происходит в возрасте до 6-7 лет. Родителям важно еще до момента поступления в школу начинать развивать у малыша навыки обучения счету.

Дети уже в раннем возрасте, как только начинают разговаривать, проявляют интерес к счету. Родителям необходимо поддерживать этот интерес с помощью специальных развивающих игр.

Основные правила обучения счету

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Если вы хотите обучить малыша счету, необходимо придерживаться главных правил обучения:

  1. Получаемый объем информации ребенком. Занятия следует совершать три раза в день, продолжительность каждого из которых не должна превышать 10 минут. Таким образом у ребенка не появится усталость от изобилия информации, не исчезнет интерес к новым знаниям.
  2. Не повторять пройденный материал каждый день. Его лучше вспоминать лишь в тех случаях, когда накопленные знания потребуются для решения более тяжелых заданий.
  3. Не давать малышу слишком сложные задания. Не стоит ругать ребенка, если у него не получается достичь желаемого результата. Возможно, ему на самом деле тяжело справиться с поставленной задачей. Подбирайте ребенку такие задачи, которые ему под силу решить.
  4. Закреплять полученные знания в повседневной жизни. Чаще занимайтесь с ребенком подсчетом всего, что находится вокруг: машины, птички на дереве, количество тарелок на столе, автобусов на дороге и т. д.
  5. Соблюдайте очередность этапов. По мнению психологов, процесс приобретения новых знаний у ребенка состоит из трех этапов: этап привыкания, этап понимания полученной информации, запоминание материала.

Самое главное – не торопить малыша. Наберитесь терпения, чаще общайтесь с крохой, сравнивайте при разговоре предметы, говорите о числах, оказывайте поддержку и помощь в получении знаний.



Учить ребенка счету можно и на прогулке, где попадаются примечательные интересные предметы

Методики обучения малыша

Чтобы научить ребенка правильному счету в уме, необходимо использовать следующие методы:

  1. Пальцы рук. Этот метод один из самых популярных среди родителей. Его суть заключается в подсчете пальчиков на руках. Метод помогает развивать зрительную память малыша, моторику рук, а также способствует быстрому обучению считать предметы.
  2. Материал для счета. Идеально подходит для обучения малыша считать примеры. В качестве материала подойдут обычные игрушки или определенные развивающие наборы. При выборе такого набора отдавайте предпочтение более ярким и красочным, убедитесь, что они сделаны из экологически чистых и безопасных материалов.
  3. Развивающие детские книги (рекомендуем прочитать: ). В настоящий момент в магазинах представлен огромный ассортимент интересных книг для развития ребенка дошкольного возраста. Старайтесь выбирать учебное пособие, написанное простым и понятным языком для малыша, чтобы в ваше отсутствие он мог сам продолжать учиться считать предметы.

Следите за тем, чтобы мозг ребенка не перезагружался во время занятий. Слишком большой объем информации способен утомить малыша и не принесет желаемого результата. В начале занятий учите его считать примеры до 10, уделяйте этому не более 10-15 минут, в дальнейшем можете заниматься с малышом до 30 минут. Во время каждого нового занятия повторяйте ранее пройденный материал.

Учимся считать до 10

Начинать малыша учить счету до 10 можно уже в два-три года. Сначала он должен обучиться считать до 5, а потом до 10. В таком возрасте малыши уже знают, что у них есть две ножки и значит надо надеть два носка. В 3-4 года можно ребенку давать более сложные задания. Самое главное, чтобы ребенок стал понимать значение слов «поровну», «больше», «меньше». Можете приводить ему простые примеры: «У Маши было три мандарина, а Кати – два. У какой девочки больше фруктов, а у какой меньше?»

Чтобы малышу было легче освоить счет до 10, предложите ему посчитать свои пальчики. Дайте крохе задание сложить 2+1, пусть он поднимет один пальчик на левой руке и два на правой, а затем посчитает общее количество поднятых пальчиков.

Такие же манипуляции можно проводить, чтобы малыш научился вычитать: ребенок загибает несколько пальчиков, а потом считает количество оставшихся в поднятом положении. То же самое можно проделывать с различными предметами: карандашами, ручками и т. д.

Учимся считать до 20

Когда малыш научится счету до 10, переходите к обучению счета до 20. В качестве материала для счета хорошо подойдут машины на улицы. По дороге в детский сад можете предложить посчитать их количество. Когда ребенок хорошо освоит урок, попробуйте посчитать автомобили в обратном порядке.

Малышу может показать довольно трудным складывать числа от 1 до 20, поэтому занятия нужно проводить с игровым уклоном. К примеру, можно сказать: восьмерка решила прибавить к себе тройку. Она сначала взяла у тройки двойку и превратилась в десятку. Тройка стала единичкой. Сколько же будет, если восьмерка прибавит к себе тройку?

Мозгу малыша требуются ежедневные тренировки. Если малыш в раннем возрасте начнет заниматься устным счетом, то будет обладать хорошо развитыми умственными способностями.

Обучение устному счету

Когда малышу исполнится 5 лет, старайтесь отучать его от использования счетного материала, в том числе и своих пальцев. Пусть он учиться устному счету. Если в первое время ему это очень помогало, то в дальнейшем только будет мешать процессу приобретения новых знаний.

После пяти лет детей необходимо учить сложению и вычитанию чисел в пределах до 10 на автомате, т.е. нужно добиться того, чтобы малыш запоминал результаты вычислений. Для достижения этих целей хорошо помогает использование математических цепочек. Не забывайте, что в процессе получения знаний должен сохраняться игровой характер. Для больших чисел есть отдельные методики.

Учимся считать в 1 классе

Для каждого малыша наступает важный момент в жизни - он идет в 1 класс. Это время, когда формируется основа всех знаний о будущем. В первом классе у ребенка происходит смена деятельности, но особенность познавать все с помощью игр не исчезает. Малыш примеряет на себя роль ученика, развивает умения самоорганизации. Ему необходимо освоить навыки планирования своей работы, контроля и оценки своих поступков, общения со сверстниками и учителем.

Большое внимание у первоклассников уделяется устной работе. Для обучения первоклассников счету в уме и закрепления полученных ранее знаний педагоги применяют некоторые способы с игровым уклоном:

  1. Метод кубиков Зайцева. Является очень распространенным методом игрового характера, цель которого – быстро обучиться счету. Малыши с большим интересом набираются знаний, используя кубики. Суть метода состоит в использовании нескольких таблиц, с помощью которых дети намного проще и быстрее обучаются сложению и вычитанию чисел в уме. Данный способ можно применять и родителям во время развивающих занятий с чадом в дошкольном возрасте. В наборе кубиков Зайцева есть обучающее пособие и диск с песнями, что позволяет стать процессу приобретения новых знаний очень интересным и простым.
  2. Метод Глена Домана. Этот метод заключается в том, что дети учатся считать с помощью специальных карточек, на которых изображены точки. Способ позволяет развивать зрительную память малыша, и умение считать количество предметов.

Учителя в своей практике могут применять и другие методики обучения счету, поэтому родителям желательно заранее уточнить, каким способом будет проходить процесс обучения в школе. Чтобы достичь высокого результата, специалисты советуют не использовать разные методы обучения - это может не лучшим образом сказаться на ребенке.


Методика Домана может применяться и для раннего возраста, но во время подготовки к школе она особенно эффективна

Учимся считать во 2 классе

Следующее важное испытание для малыша – поступление во второй класс. Некоторые педагоги следуют выполнению только школьной программы и не оказывают должного внимания процессу обучению своих учеников. Получается так, что ребенок вроде и умеет складывать и вычитать, но в то же время он неспособен понять, почему из одного числа получается другое.

В математике очень важно соблюдать последовательность действий и регулярно тренировать память. Только в таком случае малыш сможет уверенно считать в уме двузначные числа.

Если же родители столкнулись с проблемой неуспеваемости их ребенка в школе, педагоги советуют больше заниматься с ним дома. Примеры для домашних занятий:

  1. Сложить в уме двузначные числа 30+34. Можно предложить малышу разбить 34 на 30 и 4. Так малышу будет проще выполнить сложение. Как можно чаще тренируйте зрительную память при выполнении повседневных дел.
  2. Выполнить сложение 40+35. Некоторым детям намного легче выполнять сложение в обратную сторону. Для этого нужно округлить меньшее число до ближайшего десятка: 40+40. Затем просто отнять лишнюю часть: 80-5=75.
  3. Тренируйтесь складывать и вычитать в уме простые примеры. Например: 2+3 или 2+2. Потом начинайте усложнять задачи: 3+7=10, 10-2=8, 10-8=2. Если малыш будет хорошо уметь решать простые задачи, то для него не составят труда задания с двузначными и трехзначными числами.
  4. Если у ребенка богатая фантазия, можно предложить ему считать предметы или животных в уме. Каждый малыш индивидуален, поэтому родители должны выбрать наиболее подходящую методику обучения, исходя из его особенностей.


Устный счет будет легче освоить ребенку-фантазеру, который заменит скучные числа животными или игрушками

Не стоит думать, что желаемый результат будет достигнут быстро, наберитесь терпения. Малышу не так просто обучиться счету, как может показаться на первый взгляд.

Специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Следить во время занятий, как малыш реагирует на процесс обучения. Если ему скучно и неинтересно, лучше попробовать другую методику.
  • Не заставляйте кроху заниматься обучением против его воли. Таким образом вы не добьетесь желаемого результата.
  • Не нервничайте во время занятий и не ругайте малыша.
  • Регулярно повторяйте уже изученный материал.
  • Хвалите малыша за каждое достижение.

Научить ребенка быстро считать не так уж и сложно (рекомендуем прочитать: ). Просто родителям необходимо подойти к этому со всей ответственностью, проявить любовь, терпение и понимание к малышу, тогда результат не заставит себя ждать.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей