Секреты вкусной логопедии. Мастер-класс для педагогов, родителей, воспитателей "секреты учителя - логопеда по постановке и автоматизации звуков" консультация по логопедии. Соломка и съедобные палочки

Секреты вкусной логопедии. Мастер-класс для педагогов, родителей, воспитателей "секреты учителя - логопеда по постановке и автоматизации звуков" консультация по логопедии. Соломка и съедобные палочки

1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

Мои любимые спагетти: отличная среда для развития малыша:

1. Сенсорный ощущения очень яркие, особенно при сравнении полуфабриката и готовых изделий;

2. Многообразие применения для развития ловкости пальчиков (наматывание на предмет, выкладывание рисунков, изготовление куч по высоте, формирование пещер и ям, нанизывание рожек или бусин, пересчёта до заданного количества, втыкание в пластилин для силы пальцев, попадание в отверстия для тренировки глазомера);

3. Многообразие применения для развития ловкости губ: удержание предмета сжатыми губами определённое время для формирования "закрытого рта", втягивание в рот для формирования вытянутых губ, удержание в позиции "усы" для активизации верхней губы

Ухаживаем за полостью рта после занятий со вкусняшками

Попейте воды мелкими глотками через слегка сжатые зубы.
Не запрокидывайте голову назад.

Дерзайте и у Вас всё получится


Светлана Никулина
Мастер-класс «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков»

План проведения мастер- класса

Обобщение педагогического опыта по теме.

2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков .

3. Рефлексия опыта :

Что взял полезного (интересного) .

Цель : Предоставление обобщения и распространение личного педагогического опыта

широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

Задачи :

1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию упражнений для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы .

Оборудование :

1. Индивидуальные зеркала

2. Ватные диски.

3. Ватные палочки.

4. Напальчник.

6. Стаканчики с крышкой,

7. Постановочные логопедические зонды.

8. Ротовая полость «РАТАТУШКА» .

9. Театр язычка.

10. Воздушные шары.

11. Бабочка из папирусной бумаги.

12. Вертушка.

13. Пластмассовые губы для развития воздушной струи.

14. Массажный мяч с шипами «Ёжик» .

15. Шар с резинками.

16. Прищепки.

17. «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.

Ход мастер-класса

Уважаемые участники!

Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс . Продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков . Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь . Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы :

Развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) ;

Последовательная работа над коррекцией проблемных звуков .

Профилактика речевых нарушений.

Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов , это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков ».

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым , нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения .

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее , а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Работа над общей и мелкой моторикой

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма) . Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Развитие правильного речевого дыхания

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание .

С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие фонематического слуха

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки , но его можно этому научить . Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Проведённая совместная работа с воспитателями и родителями, показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.

Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда , уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу , увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!

Практическая часть

А теперь, я предлагаю вам побывать на логопедическом занятии и поучаствовать вместе со мной, а провести их мне поможет моя помощница, знакомьтесь – Ротовая полость, РаТаТуШкА.

Практическую часть своего мастер – класса , я начну с таких слов :

«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"

1 этап в постановке звуков –

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо , только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица. В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора : мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить, и выполнять действие с помощью наших помощников : у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.

1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем : ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.

2. Ползет мышка по стене : ПИ-ПИ-ПИ ---ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.

3. Выполним упражнение «Футбол» . Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У . Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.

4. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку» .

5. Упражнение «Часики» . Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.

6. Упражнение «Грибок» . Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8

7. Упражнение «Вкусное варенье» . Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.

8. Упражнение «Лошадка» . Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.

9. Упражнение «Барабан» . Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д . Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать !

Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!

Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук . Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р , это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания

1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

2. Сдуть бабочку с кончика носа.

3. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.

4. Надуем шарик, не раздувая щеки.

5. Вертушка, губы.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Массажный мяч.

2. Шар с резинками.

3. Прищепки.

4. Су-джок терапия.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука . В данном случае будем ставить звук [Р] . Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик» .

(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Услышишь – хлопни

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов) ; а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук , хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции) .

Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно , говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота) . Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «Телеграф»

Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму : «Слонёнок заболел» . Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так : две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.

«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение : ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю) . И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь . Все движения делаем вместе.

1. ребро – кулак – ладонь – хлопок;

2. р – р – р – р;

ра – ра – ра – ра;

ро – ро – ро – ро;

ру – ру – ру – ру;

ры – ры – ры – ры.

3. ра – ро – ру – ры

Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда :

Терпение и творчество,

Упорство и победа -

Вот главные этапы

В работе логопеда .

Все Нади, Вани, Вити

Должны заговорить,

И от тебя зависит -

Быть им или не быть.

Душа болит за каждого.

Всем хочется помочь.

Не раз вопрос : «Что делать?»

Преследовал всю ночь.

Идешь порою с сумками,

А язычок «грибком» ,

Или «лошадкой» цокает,

Иль губы «хоботком» .

Вдруг затрещишь «моторчиком»

Раз несколько подряд

И ловишь настороженный

Идущих мимо взгляд.

Так день за днем –

То вниз, то вверх

Летает язычок,

Работать так настойчиво

Из вас не каждый б смог.

И… появились звуки

А вслед возможно слоги,

А там уже слова пошли

По правильной дороге.

При самой первой встрече

Мы часто слышим : «Датте» ,

А на прощанье четкое :

«Здоровья вам и счастья!»

И я без ложной скромности

Признаться не стыжусь,

Что я своей профессией

Действительно горжусь!

На этом мой мастер – класс окончен , большое спасибо всем за ивнимание!

Пособие для логопедов, педагогов дошкольного образования и родителей включает речевой материал для логопедической и общеразвивающей работы с детьми по формированию правильного произношения звуков. Рекомендации автора помогут организовать взрослым коррекционное воздействие в интересной для детей форме. Книгу также можно использовать в работе с детьми, имеющими возрастные недостатки произношения, для общего развития речи: совершенствования дикции, обогащения словарного запаса, развития речевого слуха, подготовки к звукобуквенному анализу.

Произведение относится к жанру Педагогика. Оно было опубликовано в 2014 году издательством АСТ. На нашем сайте можно скачать книгу "Домашние уроки логопеда" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.83 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Для людей, что хотят постоянно совершенствоваться, чему-то обучаться и постоянно изучать что-то новое, мы специально сделали эту категорию. В ней исключительно образовательный, полезный контент, который, безусловно, придется Вам по вкусу. Большое количество видео, пожалуй, могут посоревноваться даже с образованием, которое нам дают в школе, в колледже или университете. Самым большим достоинством обучающих видео является то, что они стараются давать самую свежую, самую актуальную информацию. Мир вокруг нас в эру технологий постоянно меняется, и печатные обучающие издания просто не успевают выдавать свежую информацию.


Среди роликов также можно найти и обучающие видео для детей дошкольного возраста. Там Вашего ребенка обучат буквам, цифрам, счету, чтению и т.д. Согласитесь, очень даже неплохая альтернатива мультикам. Для учеников начальных классов также можно найти обучения английскому языку, помощь в изучении школьных предметов. Для более старших учеников созданы обучающие ролики, которые помогут подготовиться к контрольным, к экзаменам либо же просто углубить свои познания в каком-то определенном предмете. Приобретенные знания могут качественным образом сказаться на их умственном потенциале, а также Вас порадовать отличными оценками.


Для молодых людей, что уже окончили школу, учатся или не учатся в университете, есть множество увлекательных образовательных видео. Они им могут помочь в углублении знаний по профессии, на которую учатся. Или же получить профессию, например программиста, веб-дизайнера, SEO-оптимизатора и прочее. Таким профессия пока в университетах не учат, поэтому специалистом в этой продвинутой и актуальной сфере можно стать только занимаясь самообразованием, в чем мы и стараемся помочь, собирая самые полезные ролики.


Для взрослых людей эта тема тоже актуальна, так как очень часто бывает, что проработав по профессии годы, приходит понимание, что это не твое и хочется освоить что-то более подходящее для себя и одновременно прибыльное. Также среди данной категории людей часто становятся ролики по типу самосовершенствования, экономии времени и денег, оптимизации своей жизни, в которых они находят способы жить гораздо качественнее и счастливее. Еще для взрослых людей очень хорошо подойдет тема создания и развития собственного бизнеса.


Также среди образовательных роликов есть видео с общей направленностью, которые подойдут для практически любого возраста, в них можно узнать о том, как зарождалась жизнь, какие теории эволюции существуют, факты из истории и т.д. Они отлично расширяют кругозор человека, делают его гораздо более эрудированным и приятным интеллектуальным собеседником. Такие познавательные видео, действительно, полезно смотреть всем без исключения, так как знание – это сила. Желаем Вам приятного и полезного просмотра!


В наше время просто необходимо быть, что называется «на волне». Имеется в виду не только новости, но и развитие собственного ума. Если Вы хотите развиваться, познавать мир, быть востребованным в обществе и интересным, то этот раздел именно для Вас.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога!
Эта статья посвящена любителям сладкой жизни. Кто у нас любит все вкусное и сладкое? К чьему сердцу лежит путь через желудок? И это совсем не мужчины, а наши любимые и дорогие детки(хотя мужчины тоже порой ведут себя как дети и любят покушать вкусно и сладко). Им показана сладкая и вкусная гимнастика для язычка. В этой статье я расскажу как подсластить жизнь нашим маленьким страдальцам, которые имеют дефекты речи и не хотят делать артикуляционную гимнастику.

Заставлять и ругать не стоит, потому что знания и навыки полученные на негативе плохо закрепляются и мало используются на практике, поэтому переходим к сладким процедурам. Можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии. Можно использовать: ягоды, кусочки фруктов свежих и сухих, цукаты, готовые завтраки, соломку, съедобные палочки, посыпку, варенье, джем, мармелад — все то, что есть дома и не отвергается малышом.

Эта круглая карамель на палочке весьма популярна в среде логопедов. Совершенно безотходное приспособление, так как палочку тоже можно использовать. Шарик должен быть небольшого размера. Подойдут и другие леденцы на палочки, главное, чтобы не было острых краев.

  • берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком. Используется для упражнений “часики”, “качели”, “колесо”
  • положить шарик в углубление “чашечки” языка
  • массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения
  • удерживать леденец губами, сжимая их
  • прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу или верхней губе
  • массировать щеки изнутри шариком

После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:

  • кладем на середину языка и делаем трубочку языком
  • дуем в трубочку на ватку
  • ставим палочку в стакан с водой и булькаем
  • выкладываем из палочек буквы и фигурки

Соломка и съедобные палочки

Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:

  • “трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
  • “трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
  • “чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
  • “грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
  • делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
  • “ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее

Печенье, сухарики

  • крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их “склевать”
  • покусать печеньку/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая
  • положить крошку на кончик языка и сдуть
  • проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья
  • построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика
  • ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут

Еще несколько упражнений для сладкоежек

  1. Положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.
  2. Приклеить в нёбу конфетку, жвачку и малыш должен поднять язык вверх и отлепить их.
  3. Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
  4. Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
  5. В углублении “чашечки” языка, так сказать “дно”, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
  6. Погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.

На этом прощаюсь, дорогие читатели, надеюсь информация оказалось полезной и интересной для вас. Делитесь в комментариях своим опытом, рассказывайте друзьям и знакомым в соцсетях, подписывайтесь на новые статьи.

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей