Пунктуационный разбор предложения я завидовал. Что такое пунктуационный разбор? Пояснения учителя, образцы и примеры разбора. Алгоритм разбора. Разбор сложного предложения

Пунктуационный разбор предложения я завидовал. Что такое пунктуационный разбор? Пояснения учителя, образцы и примеры разбора. Алгоритм разбора. Разбор сложного предложения

07.05.2020

Встречаются в анализируемом . Традиционно их группируют как выделяющие и отделяющие знаки.Первая группа знаков (выделяющие) служит для указания на границы синтаксической конструкции, вводящейся в предложение для пояснения его членов. Также она может использоваться для смыслового выделения какой-либо части синтаксической единицы и для ограничения конструкций, грамматически не связанных с другими членами (например, обращения, вводные слова). К этой группе относят парные знаки: две запятые, скобки, кавычки, два тире.Вторая группа знаков служит для разграничения независимых предложений, либо простых предложений в составе сложного, либо членов. Знаки предложения также относятся к этой группе. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, многоточие и точка с составляют группу отделяющих знаков.

Начинайте пунктуационный с объяснения выбора знака препинания в конце предложения. Для этого определите, каким является предложение по цели высказывания. Если оно содержит законченное сообщение, то это повествовательное предложение, вопрос – вопросительное, побуждение к действию (просьбу или приказ) – побудительное. Кроме того, учитывайте эмоциональный характер предложения. При наличии восклицательной интонации в конце ставится восклицательный знак, при обозначении перерыва в речи или недосказанности – многоточие.

Установите, какая синтаксическая конструкция анализируется, простая или сложная. В сложном предложении «посчитайте» количество частей и определите вид связи между ними: подчинительная, сочинительная или бессоюзная. Таким образом объясните выбор знаков отделения.

Определите, какую функцию выполняют знаки, встречающиеся внутри простого предложения или каждой синтаксической единицы в составе сложного. Для этого выясните, какие конструкции используются автором для передачи дополнительных смысловых оттенков. Таким образом объясните выбор выделяющих знаков (для обособленных членов предложения) и отделяющих (например, для рядов однородных членов).

Полезный совет

Делайте пунктуационный разбор предложения по образцу.

Я глядел и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. (И.С. Тургенев).

В конце предложения ставится точка, т.к. это предложение содержит законченное сообщение и является по цели высказывания повествовательным, по интонации – невосклицательным.

Это сложное предложение, которое состоит из трех простых. Между первым и вторым – бессоюзная связь, между вторым и третьим – подчинительная. Точка с запятой при бессоюзной связи ставится, т.к. второе и третье предложения представляют собой единое смысловое целое. Запятая ставится для отделения придаточного определительного предложения от главного.

Внутри второго предложения есть отделяющий знак – запятая, которая употребляется при перечислении однородных подлежащих. Также встречается конструкция, грамматически не связанная с другими членами предложения, – вводное слово, выделяющееся парными знаками – двумя запятыми.

Современные школьники, в соответствии с образовательной программой, изучают несколько видов анализа: фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Каждый из них имеет свои отличительные особенности и трудные для понимания моменты.

Определение

Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.

Разбор простого предложения

  1. Прочесть предложенный для разбора текст.
  2. Присвоить всем присутствующим в тексте пунктуационным знакам номер.
  3. Обозначить пунктограмму, которая завершает предложение, пояснить причину её постановки.
  4. Обозначить и разъяснить все знаки, встречающиеся в предложении.

Именно по такому плану выполняется пунктуационный разбор предложения. Образец разбора представлен ниже.

Примеры анализа

В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:

1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.

2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?

Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.

Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:

Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?

Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.

Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.

Разбор сложного предложения

Пунктуационный разбор предложения такого рода несколько сложнее.

1. Прочесть предложение.

2. Присвоить всем имеющимся в предложении знакам препинания порядковый номер.

3. Обозначить завершающую предложение пунктограмму и разъяснить её постановку.

4. Обозначить знаки препинания на уровне СП и пояснить причину их постановки.

5. Объяснить расстановку знаков препинания в частях СП.

Примеры анализа

В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:

1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.

Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации - невосклицательным.

Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:

Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).

Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.

Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.

2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.

Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.

Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:

Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).

Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.

Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.

Если обучающийся будет знать, что значит пунктуационный разбор предложения, он не допустит грубых ошибок в расстановке знаков препинания. Тем самым он значительно улучшит свою успеваемость и повысит шансы на получение достойной отметки в ходе выпускных экзаменов. Это важно, поскольку от того, насколько удачно школьник их сдаст, зависит его будущее поступление в вуз. И даже такая мелочь, как ошибочная постановка знака препинания, может лишить его столь необходимых баллов.

Пунктуационный разбор предложения сделать достаточно легко, если знать схему и владеть основными правилами грамматики. По сути, этот языковой анализ основан на поиске и объяснении использования тех или иных знаков препинания, используя знания по синтаксису.

Схема разбора

Отличия между анализом простых и сложных предложений существуют, но сам алгоритм действий остается таким же. Чтобы понять, как сделать пунктуационный разбор, нужно знать, в каком порядке проводить его.

  1. Расставить цифры над всеми знаками препинания.
  2. Объяснить знак (пунктограмму), который стоит в конце. Это может быть точка, восклицательный или вопросительный знак. Реже используется многоточие.
  3. Проанализировать наличиезапятых или тире. Если предложение сложное - рассказать об использовании пунктограмм, которые в сумме и составляют конструкцию.

Как делать правильный разбор

Когда у вас проставлены все номера, приступаем непосредственно к анализу. Чтобы правильно объяснить использования знака в конце предложения, вам необходимо определить цель высказывания и его общий эмоциональный настрой. Точка ставится, чтобы показать законченную мысль. Такое предложение называют повествовательным. Если цель - задать вопрос, в конце будет обязательно стоять вопросительный знак, а если это приказ или побуждение к действию, после последнего слова ставят восклицательный знак, а само предложение называют побудительным. В случае если мысль не досказана или требует продолжительной паузы, в конце ставят многоточие.

Определяем конструкцию предложения. Чтобы объяснить выбор знаков в сложном высказывании, определите, со скольких частей оно состоит и как они связаны между собой. Соединение может быть сочинительным, подчинительным, союзным или бессоюзным.

В простых предложениях объясняем функции, которые выполняет тот или другой знак. Запятыми или тире могут выделяться вставные слова или словосочетания, обращения, обособленные определения и приложения, а также уточняющие члены, призванные привлечь внимание читателя.

Также запятой разделяют однородные члены. Прямая речь автора тоже требует запятых и тире.

В конце анализа предпочтительно нарисовать схему, где графически будут отображены места, в которых ставятся определенные знаки препинания.

Приведем пример разбора сложного предложения. Основываясь на нем можно проанализировать и простое.

Рассказать о грамматических функциях знаков.

Разумеется, (1) современный русский язык отличается от того, (2) на котором говорили и писали Пушкин, (3) Гоголь, (4) Карамзин и Тургенев. (6)

  • 6 - точка в конце повествовательного предложения с законченной мыслью.
  • 2 - запятая между частями сложноподчиненного предложения и отделяет придаточную часть от главной.
  • 1 - запятая отделяет вводное слово от остального предложения.
  • 3, 4 - знаками отделены однородные члены, в данном случае подлежащие, которые связаны бессоюзно.

Как мы видим, выполнить пунктуационный разбор предложения достаточно легко, но для этого нужно уметь анализировать структуру конструкции и объяснять с грамматической точки зрения использование знаков препинания. Поэтому стоит изучать не только правила письма, но и уметь разделять слова в предложении на члены.

Т.С.ЧЕРНЯЕВА,
г.Усть-Джегута,
Карачаево-Черкесская республика

Пунктуационный разбор простого предложения

Работаем по учебнику «Русский язык. 5-й класс». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

Цель урока : дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.

Наглядность : информационные таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Сегодня мы приглашены в Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со знаками препинания, правильно ставить их в тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный разбор предложения.

Сначала проверим, готовы ли вы к путешествию. Посмотрим, как вы понимаете грамматические термины.

II. Терминологический диктант

Учитель читает определение, учащиеся записывают термины.

1) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис) ;
2) сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание) ;
3) знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, а также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая) ;
4) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (подлежащее) ;
5) предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное) ;
6) второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия (обстоятельство) ;
7) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение) ;
8) предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное) .

Учитель . Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но войти в Пунктуационное королевство можно только по билетам. В нашем билете есть несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить.

III. Совместная работа

1. Что изучает пунктуация?
2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация ? (Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.)
3. Назовите известные вам знаки препинания.

Задание . Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении . (А.П. Чехов)

Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.)

Учитель . Молодцы, ребята! Вы справились с работой. Ворота королевства открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха. Давайте попробуем навести порядок, правильно расставив запятые в тексте .

(На доске запись текста и рисунок «Корова в конуре».)

В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.

(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)

Наша следующая остановка в Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. (На доске закрепляется рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.

1. Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.)
2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях.)

Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях.

1. Ребята, вы любите спорт?
2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)
3. Месяц светит, но не греет.

Впереди у нас – Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания.
– Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?
– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста ?

(Ответы учеников.)

(На доске иллюстрация к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».)

У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их.

ИНСЦЕНИРОВКА

Стрекоза : Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться. Почему же муравей не пожалел меня?
Муравей : Я работал все лето. Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь.
Ребята, как бы вы рассудили героев басни? Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку.
(Варианты ответов заранее записаны на доске.)
Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья.
(Красная карточка)
Муравей, ты должен был проявить сострадание.5 Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи.
(Зеленая карточка)
По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой.
(Синяя карточка)

Учитель . Расскажите, почему вы выбрали такой ответ.
– Ребята, а что означает цифра «5» в конце предложения? Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.)
Давайте попробуем выполнить пунктуационный разбор предложения:
Муравей, ты должен проявить сострадание . 5

Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения.

IV. Работа с учебником. Упражнение 220

Сначала выясняется значение слова предтеча .

– Ребята, обстоятельства сложились так, что вам придется провести урок русского языка в школе, в которой учится известный литературный герой Незнайка.
(Изображение Незнайки на доске.)
Наша задача: найти пунктуационные ошибки, допущенные Незнайкой, и исправить их.
(Дети записывают предложения в исправленном виде.)

1. Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку.
2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.
3. Молодцы ребята хорошо работаете.

Задание . Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения .

Игра «Подскажи ответ». Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.

1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает... (пунктуационный разбор) .
2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой... (5) .
3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить... (какие знаки препинания нужно поставить в предложении) .

Задание . Выполните устно пунктуационный разбор предложения : Язык мой, давай с тобой дружить!

Задание . Как вы понимаете высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?

Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.

(А.Блок)

Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

(А.Шапиро)

V. Подведение итогов урока

Задание . Прочитайте текст. Расскажите, что случилось с человеком, который потерял знаки препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искать фразу попроще.
За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!

(По А.Каневскому)

VI. Домашнее задание

На прощание знаки препинания дают вам наказ: не забывать их. А также просят поработать дома над упражнением 221 и выучить § 44.

Нельзя недооценивать роль пунктуации в нашей письменной речи. Благодаря ей в предложениях структурируются и отделяются друг от друга мысли, передается интонация и эмоции автора, текст становится ясным и понятным любому читателю. В устной речи все это помогают нам осуществлять интонации, паузы, мимика, а вот на помощь письменной приходят знаки пунктуации.

Особенности пунктуационного разбора предложения

Знаки препинания в предложениях выполняют самые разнообразные функции: разделительную, смысловую, выделительную. Очень важное значение мы определяем знакам в конце предложения, ведь они помогают нам закончить мысль, показать интонацию (вопросительные, восклицательные знаки), а без них все повествование было бы одним сплошным предложением.

Каким образом происходит пунктуационный разбор предложения:

  • сначала определяем и объясняем знак в конце предложения, который поможет нам определить общую интонацию (многоточие, точка, восклицательный или вопросительный знаки, целое сочетание знаков);
  • далее обращаемся к знакам на уровне сложного предложения (знаки между простыми предложениями - запятая, тире, двоеточие);
  • в последнюю очередь объясняем знаки в простых предложениях.

Для удобства пунктуационного разбора рекомендуется пронумеровать знаки препинания для дальнейшего объяснения их расстановки. Если научиться правильно расставлять знаки препинания с помощью пунктуационного разбора предложения, в дальнейшем беспрепятственно и интуитивно мы сможем всегда верно их использовать. Это поможет в будущем стать нам грамотными людьми, хорошо знающими правила нашего могучего и многообразного русского языка.

Пример разбора предложения

Когда я встретила на улице бездомного кота,(2) мое сердце,(3) не знавшее до этого момента печали,(4) наполнилось жалостью к нему.(1)

1) В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное и содержит законченную мысль.

2) Запятая между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, отделяющая придаточную часть ("когда я встретила на улице бездомного кота") от главное ("мое сердце наполнилось жалостью к нему");

3) Две запятые (3,4), выделяющие обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ("не знавшее до этого момента печали").

© 2024 educent.ru - Портал полезных знаний для школьников и их родителей